• >
  • >
  • Особые меры не помогают таможенникам Северо-Запада преодолеть санкции

Принятые меры не помогают преодолеть санкции таможенникам северо-запада

В ноябре 2014 года на северо-западе России сумма таможенных платежей уменьшилась на 10 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В предыдущем месяце таможенные органы СЗТУ собрали примерно 43,54 миллиарда рублей (42,76 приходятся на импортируемые товары, остальная сумма – на экспортируемые).

Основной объем в федеральный бюджет приносят Балтийская (68,7 %), Санкт-Петербургская (13,4 %), Кингисеппская (5,3 %) и Выборгская (4,6 %) таможни. Сами специалисты таможенного дела связывают такую динамику с политической ситуацией в стране. В ведомстве поясняют, что все дело во влиянии санкций. Представитель пресс-службы утверждает, что, скорее всего, годовой результат будет еще ниже предыдущего.

Ранее в целом ряде средств массовой информации было опубликовано письмо главе Северо-Западного таможенного управления от главы ФТС Андрея Бельянинова о том, что работникам таможни необходимо поддерживать высокую собираемость в условиях санкций, плохой экономики и, соответственно, снижения импорта.

Глава Северо-Западной таможни должен был уменьшить выпуск товаров с признаками «недостоверного заявления сведений, влияющих на размер таможенных платежей» и «взять на особый контроль» эффективность проведенных мероприятий. Приложение к письму содержало 2 списка организаций, на которые следует обратить внимание. Первый список (153 компании) включал фирмы, имеющие низкую степень риска нарушения законодательства и представляющие резервы собираемости платежей. Второй список объединил 373 компании, которые не относятся к льготной категории. Последние были распределены в разные группы возможных дополнительных платежей (от 2,5 до 50 миллионов рублей и больше). По планам ФТС, максимальные дополнительные сборы должны были приходиться на импортеров обуви, технологического оборудования, пластмассовых изделий, игрушек и электроники. По прогнозам ведомства, за сентябрь−декабрь этого года в регионе ФТС может дополнительно собрать 3,9 миллиарда рублей.

Однако, согласно мнению экспертов, в текущих условиях такие меры не окажут казне серьезной помощи. В частности, Юрий Ковалев, сопредседатель Комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты, член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД», ранее в разговоре с корреспондентом «РБК-Петербург» отмечал, что это письмо не сможет существенно повлиять на бизнес. По его словам, такие письма очень часто приходят в СЗТУ, при этом чиновники, конечно, на них реагируют, но не станут довзыскивать что-то любой ценой. Он называет такие действия неким ритуалом, призванным показать, что таможенная служба (в том числе и центральный аппарат) делает все возможное для полного сбора платежей.

Юрий Ковалев отмечает, что для обсуждения этого письма была организована встреча представителей крупного бизнеса и руководителей СЗТУ, которые поспешили успокоить добросовестных предпринимателей и заявили, что им нечего бояться. И это притом, что в письме содержатся наименования конкретных организаций, с которых можно получить дополнительные платежи. К тому же в данном документе указаны предполагаемые суммы сборов для каждой из них и имеется предварительная оценка суммы дополнительных поступлений за сентябрь−декабрь этого года – 3,9 миллиарда рублей.

Юрий Ковалев указал, что такую сумму специалисты таможни, точно, не смогут собрать. Все дело в том, что они в любом случае работают в рамках правового поля и данное письмо не является приказом доначислить платежи любыми средствами. Это только указание на необходимость проведения анализа и изучения возможности доначислений. В результате действительно было проведено несколько проверок. Однако это не позволило получить каких-либо серьезных доначислений.

От этого мнения отличается подход таможенного представителя компании «ИнтерКарго» Владимира Мосина. Он утверждает, что в нашей стране возможно все, а значит, при наличии соответствующего желания СЗТУ вполне сможет собрать необходимые 4 миллиарда. Однако сейчас сборы только падают. Существенно уменьшился ввоз технологического оборудования, что связано с опасением компаний, особенно иностранных, за судьбу своих производств в России. Виной тому стали санкции и истории с «Башнефтью», и теперь многие предприятия пока воздерживаются от инвестирования. Из-за проблем с бюджетом у госкомпаний значительно сократились инвестиционные программы. По мнению представителя «ИнтерКарго», сегодня ситуация с импортом оборудования даже хуже, чем в 2008–2009 годах.