Правила честной игры

Начиная с 1 января 2015 года, Евразийская экономическая комиссия станет четвертым по счету наднациональным антимонопольным органом.Он будет контролировать экономические отношения на территории Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Главами государств официально были переданы полномочия по осуществлению контроля над трансграничными рынками.

Были созданы две коллегии, которые должны рассматривать нарушения правил конкуренции. Также важной инстанцией является Суд ЕАЭС, где каждую страну представляют по два судьи. Рабочие группы регулярно осуществляют мониторинг рынков услуг и товаров. Важнейшим нормативным документом, который дает сотрудникам антимонопольных служб доступ к коммерческой информации, является Соглашение о конфиденциальной тайне. На данный момент оно проходит последние этапы согласования. Во время встречи с руководителями центральных масс-медиа стран союза в Минске Нурлан Алдабергенов, министр по антимонопольному регулированию и конкуренции Евразийской экономической комиссии, рассказал о некоторых болевых точках общего рынка, требующих первоочередного внимания.

Единое экономическое пространство и Таможенный союз, как и предполагалось, дали значительную пользу всем своим участникам. Темпы роста товарооборота здесь в разы превышают динамику взаимной торговли в Евросоюзе – 34-44 % в год против 10 % соответственно. В 2013 году Республика Беларусь, например, на 1/3 увеличила свой экспорт сахара и замороженной говядины в страны Таможенного союза. На 50 % вырос экспорт сливок и молока. Продуктов промышленности – калийных удобрений и нефтепродуктов – в 5,5 и 4,6 раза. Казахстан также более чем вдвое увеличил поставки макарон, электроэнергии. Экспорт пшеничной муки и пшеницы вырос в 10 раз. Россия в 3 раза увеличила отгрузку угля, автомобилей с полуприцепами и прицепами. Экспорт металлов удвоился, фармакологических препаратов вырос на 90 %, одежды – в 4,5 раза.

Как отметил Нурлан Алдабергенов, успехи такого союза очевидны. Теперь осталось достичь одной цели – обеспечить равные условия для бизнеса, для чего разрабатывается инструмент антимонопольного регулирования.

По его мнению, законодательства трех государств союза должны включать нормы, поддерживающие отечественный бизнес, способствующие продвижению товаров и защищающие внутренний рынок. К тому же они должны иметь направленность на снижение цен и экономию бюджетных средств. И уже сейчас была проделана большая работа в данном направлении. Модельный Закон о правилах конкуренции подписан президентами трех союзных стран. Он содержит в себе комплекс лучших норм конкурентного законодательства стран-участниц союза и различных развитых государств. На данный момент происходит его правовая имплементация в условиях национальных реалий.

Бизнесмены стран теперь имеют доступ к электронным госзакупкам. Однако встает вопрос предотвращения сговора и умышленного снижения цен. И если в РФ защитные нормы, направленные на это, есть, то Казахстан и Беларусь пока что их не ввели.

Еще одной очевидной проблемой является контроль над использованием интеллектуальной собственности. Ее, конечно, необходимо защищать. Однако патент на товарный знак – удобный инструмент монополии. Нурлан Алдабергенов приводит характерный факт. Продажи множества европейских товаров в страны «тройки» производятся исключительно официальными дистрибьюторами, делающими зачастую необоснованные наценки. Так, Высшая школа экономики РФ подтверждает, что стоимость оригинальных автомобильных запчастей завышается примерно на 80 %, спорттоваров – на 45 %, парфюмерной продукции – на 60 %. Такая же ситуация на рынке важных промышленных и промежуточных товаров, оборудования, тяжелой техники.

Нурлан Алдабергенов сообщил, что данные вопросы активно обсуждаются при участии вице-премьеров стран союза. К концу года необходимо найти устраивающее всех решение. Следует дать свободу бизнесу. Национальные производители не должны страдать от импорта европейского товара.

На данный момент в РФ имеются 26 мощных заводов по сборке продукции мировых автоконцернов. Однако в том случае, если белорусский предприниматель решит приобрести автомобиль российской сборки, сделать это он сможет исключительно у официального дилера. В то же время в Германии или Японии, где стоимость оригинальной модели значительно ниже, наладить поставки он не сможет из-за запретов. К сожалению, приходится переплачивать, так как дилеры Таможенного союза делают то, что никогда не позволят в своей стране.

Министра беспокоит также разница цен на территории Таможенного союза на различные услуги и товары. Например, роуминг у сотовых операторов. Отличия в вилке тарифов на звонки в рамках домашней сети и в роуминге в России различается в 28-48 раз, в Беларуси – в 55, в Казахстане – в 21. Путешествующим гражданам приходится использовать другие виды связи, покупать национальные sim-карты. Особенно сильно это ощущают жители приграничных регионов. 6 областей Казахстана граничат с 11 российскими. Рядом с границей телефоны местных жителей часто ловят российскую линию, соответственно, тарифы становятся роуминговыми. По мнению министра, это очень неправильно и неудобно. С открытием границ жизнь людей должна стать легче, в том числе, одним из необходимых мероприятий министр называет отмену роуминга.

Еще одним из важных вопросов являются авиаперевозки. Товарооборот между странами неуклонно растет, а население живет и перемещается в едином пространстве. Однако при этом стоимость авиабилетов различных компаний может значительно отличаться. Так, цена перелета из Москвы в Астану (расстояние 2300 километров) составляет 12-13 тысяч российских рублей, а из Москвы в Караганду на примерно такое же расстояние – 5,4-6,5 тысячи. Это заставляет людей ехать в Караганду, чтобы затем лететь в Москву. Также ненормальным министр называет то, что железнодорожные перевозки из Москвы в Астану и Минск сравнялись по цене с авиабилетами. И таких примеров множество. Фосфатное сырье от одного поставщика в России дешевле в полтора раза, по сравнению с Беларусью. Лекарства от европейских поставщиков в России в 2 раза дороже, чем в Беларуси и Казахстане. Возникает вопрос, почему так.

Одним из основных направлений деятельности нового наднационального антимонопольного органа является приведение такого рода перекосов цен в соответствие. Также одной из задач стала гарантия равных конкурентных условий на территории единого экономического пространства.