Подготовлен текст нового Таможенного кодекса

19-20 ноября Евразийская экономическая комиссия при поддержке ФТС РФ провела в Российской академии научно-практическую конференцию «Перспективы совершенствования законодательства ТС (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма единого окна». О том, как проходит работа над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, рассказала замдиректора Департамента законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Наталья Зубик.

– Когда новый кодекс вступит в действие, и на какие правовые акты предприниматели должны опираться в своей работе в переходный период?

– Договор о ЕАЭС вступает в силу 1 января 2015 года. Документ будет регулировать вопросы функционирования Евразийского экономического союза, исключая правоотношения, которым посвящено только несколько отсылочных статей. В частности, статья 32 гласит, что регулирование осуществляется согласно кодексу ЕАЭС, актам, составляющим право, и настоящему документу. То есть здесь уже упоминается не нынешний кодекс ТС, а новый кодекс ЕАЭС, он должен будет вступить в силу 1 июля 2016 года. В нем прописаны переходные положения, обеспечивающие применение законодательства в новых условиях, что позволяет использовать соглашения до начала действия ТК ЕАЭС. Так, статья 101 предусматривает, что регулирование в Союзе, пока ТК ЕАЭС не вступит в действие, осуществляется согласно Договору о ТК ТС от 27.11.2009 года и другим документам государств-членов, подписанным в рамках формирования правовой базы ТС и Единого экономического пространства.

– Какие принципы легли в основу ТК ЕАЭС?

– Проект данного кодекса ЕАЭС ведет рабочая группа по совершенствованию законодательства, созданная решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 года № 61. Возглавляет команду член Коллегии ЕЭК по сотрудничеству В.А. Гошин. В ее состав входят представители госорганов государств-членов ТС и ЕЭП, бизнес-сообществ России, Белоруссии и Казахстана, а также специалисты ЕЭК. С декабря 2013 года по ноябрь 2014 года прошло 10 заседаний рабочей и 11 экспертной группы, созданной при ней. Эксперты непосредственно вели переговоры и формировали текст проекта, обозначили основные подходы: согласованность проекта ТК ЕАЭС с положениями, понятийным аппаратом и терминологией Договора о ЕАЭС; систематизация нынешнего законодательства за счет отмены соглашений, что не соответствуют правовой базе ЕАЭС, и добавления норм части из них; совершенствование регулирования с учетом степени развития информационных технологий, сокращение национального сегмента регулирования; ликвидация правовых коллизий ТК ТС; учет норм международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств стран-членов, взятых в рамках ВТО.

– И каков результат работы: насколько новый кодекс будет отличаться от нынешнего?

– Отличия подготовленного проекта ТК ЕАЭС отнынешнего ТК ТС значительны. В первую очередь изменения коснулись структуры. В составе ТК ТС 8 разделов и 50 глав, он поделен на общую и специальную части. Проект же содержит 9 разделов, они включают 50 подразделов, нет деления на общую и специальную части. Стоит отметить, что благодаря кодификации документов, что регулируют правоотношения, а также расшифровке его отдельных составляющих, новый ТК стал более детализированным и объемным. Его текст содержит положения 16 действующих документов и результаты переговоров еще по 6 проектам. После вступления в действие ТК ЕАЭС останется только 5 отдельных документов, затрагивающих таможенные вопросы, но не регулирующих напрямую правоотношения. Это соглашения, связанные с работой объединенной коллегии служб, деятельностью представителей служб, особенностью привлечения граждан к уголовной и административной ответственности. Таким образом, многочисленные соглашения, содержащие отсылочные нормы к другой документации, будут заменены комплексным, логически выстроенным, усовершенствованным документом, отвечающим требованиям сегодняшнего дня.

Давайте теперь подробнее поговорим о разделах кодекса. В разделе I «Общие положения» описаны основные моменты о регулировании, перемещении различной продукции через границу, владении, пользовании и/или распоряжении товарами на территории Союза либо за ее проделами. Также в данном разделе освещены вопросы ведения и применения ТН ВЭД, классификации продукции, определения ее стоимости. Он состоит из 5 глав (на базе 1, 6, 7, 8 и 22 ТК ТС). Включает 2 действующих документа и 1 проект (Соглашение от 21.05.2010 года о представлении и обмене предварительной информацией о продукции и транспортных средствах; проект Протокола о внесении изменений в данное Соглашение; Соглашение от 25.01.2008 года об определении стоимости продукции).

В разделе II «Таможенные операции и лица их совершающие» 6 глав (на основе 23-28 ТК ТС). Он включает нормы, касающиеся главных вопросов проведения операций, а также лиц, совершающих их. Раздел содержит информацию о деятельности, связанной с прибытием грузов, их убытием, временным хранением, декларированием и выпуском.

Раздел III «Таможенные процедуры» содержит общую информацию, соответствующую названию. В разделе их описано 17, порядок помещения груза под них, условия использования продукции согласно им. В разделе всего 18 глав (одна – описание одной процедуры, как и в нынешнем кодексе), написанных на базе 29-43 ТК ТС, норм 3 документов, 3 проектов подобных соглашений и 1 решения Комиссии ТС (Соглашение от 21.05.2010 года об особенностях транзита ж/д транспортом;проект Протокола о внесении дополнений и изменений в Договор о ТК ТС от 27.11.2009 года, направленный на решение проблем, касающихся переработки грузов; проект Соглашения об особенностях перевоза продукции и транспортных средств,включая Калининградскую область РФ, через третьи страны; Соглашение по вопросам особых (специальных) экономических зон от 18.06.2010 года; Соглашение о свободных складах и их деятельности от 18.06.2010 года; проект Протокола о дополнении и внесении изменений в Соглашение по вопросам особых (специальных) экономических зон от 18.06.2010 года; Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 года № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная деятельность, и условий их помещения под нее»).

В разделе IV «Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины», как и в нынешней редакции, описаны общие положения о платежах, а также освещены вопросы исчисления налогов, порядка и сроков их уплаты, обеспечения их уплаты, их возврата (зачета), взыскания различных платежей. Данный раздел включает новую самостоятельную главу, освещающую порядок уплаты специальных, компенсационных и антидемпинговых платежей. В его составе 7 частей (написаны на основании 9-14 ТК ТС) и 2 международных договора: Соглашение о вопросах предоставления обеспечения уплаты в отношении груза, перевозимого согласно транзиту, об особенностях взыскания и порядке перечисления взысканных сумм в отношении такого груза от 21.05.2010 года; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты от 21.05.2010 г.

В разделе V «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров» описан порядок и условия перевоза через границу продукции для личного пользования физическим лицом; почтовые отправления и груз в них; транспортные средства; припасы; груз, проходящий через границу по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; доставка его консульскими учреждениями, дипломатическими представительствами и другими официальными представительствами государств, компаниями, находящимися на данной территории. Раздел включает 6 глав (на базе 44, 45, 47-50 ТК ТС), а также основные пункты 4 документов и 2 проектов подобных документов (Соглашение от 21.05.2010 года об особенностях операций в отношении груза, пересылаемого в почтовых отправлениях; Соглашение об особенностях использования транспортных средств, осуществляющих доставку пассажиров, а также полуприцепов, прицепов, контейнеров и ж/д подвижного состава, осуществляющих доставку груза и/или багажа от 18.06.2010 года; документ о порядке ввоза физическим лицом наличных денег и/или денежных инструментов через границу ТС от 05.07.2010 года; Соглашение о порядке доставки физическим лицом грузов для личного пользования через границу ТС и совершения операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 года; проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о ТК ТС от 27.11.2009 года, направленный на урегулирование вопросов доставки продукции трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через границу ТС; проект Соглашения о вопросах доставки трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через границу ТС).

Раздел VI «Проведение таможенного контроля» определяет его формы и порядок, а также меры. Раздел системно структурирует нормы нынешнего ТК ТС. Он разграничивает действия органов: формы (выделяется только 6) и мероприятия, что обеспечивают его выполнение как самостоятельного действия, так и как дополнительного при использовании данных форм. Раздел включает 3 части (на основании 15, 16, 19 ТК ТС) и Соглашение об освобождении от применения странами-членами ТС определенных форм от 18.06.2010 года.

Новый раздел VII «Таможенные органы» собран из отдельных статей главы 1, 2, 17, 18, 20, 21 и 46 ТК ТС и состоит из 7 частей (в действующем ТК ТС его нет). В новом разделе собраны положения нынешнего ТК ТС, прописанные в различных частях, нормы 4 договоров и 1 проекта (Соглашение о требованиях к обмену информацией между странами-членами ТС от 21.05.2010 года; Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций стран-членов ТС от 09.10.2011 года; Соглашение о взаимной административной помощи государств-членов ТС от 21.05.2010 года; Соглашение о едином реестре объектов интеллектуальной собственности стран-членов ТС от 18.06.2010 года; проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о реестре объектов интеллектуальной собственности стран-членов ТС от 21.05.2010 года).

Еще один новый раздел VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор», включающий 7 частей, создан на основе главы 3, статей 25, 33, 41 ТК ТС и Соглашения о процедуре свободного склада от 18.06.2010 года. В нем содержатся нормы, регламентирующие деятельность лиц в этой области, а также деятельность представителей, перевозчиков, владельцев помещений временного хранения, магазинов беспошлинной торговли. Также в разделе есть новая часть, касающаяся деятельности уполномоченного экономического оператора.

И последний раздел IX – «Переходные положения». То есть можно сказать, что уже завершен первый этап создания проекта ТК ЕАЭС (формирование текста), и второй этап начнется в ближайшее время – проект должен пройти внутригосударственное согласование. В декабре текст будет представлен на одобрение Коллегии ЕЭК, а затем проект разместят на официальном сайте ЕЭК. Заинтересованные граждане смогут оценить, что оставить без изменений, а что еще нуждается в доработке.

– Для работы, несомненно, важны структурные изменения, но представителей бизнеса больше интересуют нововведения содержательного характера. В новом кодексе изменятся подходы к администрированию?

– Бизнес-сообщество хочет, чтобы регулирование было необременительным, понятным и прозрачным. Органы власти следят за соблюдением интересов государства при исполнении функций по регулированию перемещения товара через границу (особенности взимания налогов, пошлин, контроль ввоза качественной продукции на российский рынок и пр.), поэтому главная цель, что стояла перед разработчиками при подготовке ТК ЕАЭС, – соблюсти интересы государства и представителей бизнеса в равной степени.

Среди новых подходов, нашедших отражение в ТК, приоритет был отдан электронному декларированию и письменному лишь в случаях, определенных законодательством; возможности автоматического совершения операций, касающихся регистрации декларации; возможности подавать декларацию без представления пакета документов, на основании которого она заполнена; использованию при совершении операций механизма единого окна (включая операции по прибытию, убытию); оптимизации предварительного информирования таможни о грузе, ввозимом на территорию Союза; унификации особенностей регистрации груза, перемещаемого в разобранном или несобранном виде, использованию неполного и периодического вариантов; уменьшению срока его выпуска до 4 часов после регистрации декларации, если по результатам ее проверки система управления рисками не порекомендовала провести осмотр документов и информации либо в другой форме; установлению возможности выпускагруза под обеспечение уплаты платежей в случае, если начатый до его выпуска осмотр не был завершен; совершенствованию института уполномоченных экономических операторов; уточнению условий и содержанию определенных мероприятий; упрощению условий и порядка ввоза некоторых категорий продукции через границу.

– А если говорить о мерах нетарифного регулирования?

– Кодекс построен на новом подходе к регламентации вопросов об использовании или освобождении от использования ограничений и запретов. В ТК ТС в описании каждой процедуры или ее условий указаны положения о применении нетарифного регулирования. Поскольку сегодня нет четкого разграничения мер, вводящихся по экономическим основаниям и по причине необходимости защиты здоровья и жизни людей либо защиты окружающей среды, на практике требовали предоставить документы, подтверждающие соблюдение нетарифного регулирования, имеющего экономический характер, на границе по прибытии товара. Из-за этого возникали дополнительные административные барьеры, и возрастали издержки бизнес-сообщества.

Стороны предложили подход, поддержанный представителями бизнеса: порядок подачи документов и предоставления информации, подтверждающих их соблюдение, в том числе процедуры, при помещении под какую требуются документы, доказывающие их соблюдение, а также случаи, в каких указанные документы должны быть предоставлены, будут регламентироваться правовыми актами. По этой причине в проект ТК ЕАЭС включена общая статья 7 «Соблюдение запретов и ограничений» с отсылочной нормой. Она гласит, что соблюдение (исключая санитарные, ветеринарные и карантинные меры) подтверждается в случаях и порядке, что регламентированы актами Комиссии либо нормативно-правовыми актами стран-членов согласно Договору о Союзе или установлены в соответствии с законодательством стран-членов, путем подачи документов и/или предоставления информации. А соблюдение условий подтверждается по итогам осуществления надзора в порядке, прописанном в документе, и принятыми согласно ему актами Комиссии и/или законодательством стран-членов.

Данный подход соответствует подходам, заложенным в статье 46, и приложению 7 (Протокол о нетарифном регулировании в отношении третьих стран). Также среди нововведений – определение на уровне кодекса порядка принятия предварительного решения о происхождении товара. Действующий ТК ТС допускает возможность принятия подобных решений в порядке, что регламентирован национальным законодательством. Однако данная норма не относится к императивным. В ТК ЕАЭС обязанность по заявлению лиц принимать предварительное решение о происхождении груза возложена на органы, а также установлен порядок их принятия, унифицированный для трех стран.

В заключение хочу отметить: ТК ТС действует с июля 2010 года без изменений и без существенных проблем, и мы, специалисты ЕЭК, создавая новое законодательство, надеемся, что на этом этапе развития интеграции Таможенный кодекс ЕАЭС позволит качественно и эффективно работать с ним представителям и нашей службы, и бизнес-сообщества.